Захватывающие статьи и лекции на тему мозга и мышления

Кеша Скирневский

Facebook / @innokentys
Кеша Скирневский
Facebook / @innokentys
Лекции и статьи подобраны с любовью. Читатель найдёт в списке только простые и интересные материалы. О мышлении муравьёв и проблеме свободы выбора, об эволюции сознания и пользе компьютерных игр. О языковых навыках пользователей Вконтакта и дедуктивных способностях гороха.

Итого, семьдесят захватывающих статей и лекций. Считайте, что на вольных полях интернета вам удалось найти сундук с сокровищами. Такой подборки больше нигде нет.

Приятного просмотра!


1.
Нейроэкономика. Как мозг принимает решения? Василий Ключарев.

Можно ли предсказать решение человека по активности его мозга? Оставляет ли нейробиология место свободе выбора? Может ли нейроэкономика пролить свет на природу социального влияния (конформизма, пропаганды, рекламы) на наше поведение?


2.
Что происходит с мозгом в бою?

Команда Task & Purpose совместно с военным психологом подполковником Дейвом Гроссманом подготовила краткий материал о процессах, происходящих с нашим мозгом и телом до, во время и после боя.


3.
Проблема сознания в психологии и философии: кто управляет нашими мыслями?

Что бы вы ни думали, не факт, что это ваши мысли: английский учёный, философ и писатель Кит Франкиш рассказывает, как сегодня решается проблема сознания в психологии и философии, почему мы заблуждаемся относительно собственных убеждений и можем ли вообще нести ответственность за свои решения, если наши представления о собственных мыслях и поступках являются продуктом самоинтерпретации и часто ошибочны.


4.
Эксперимент с муравьями показал, что без интеллектуальной элиты общество жить не может.

Этот текст про муравьев. Про то, как они организуют свое сообщество, как выбирают профессию, как проявляют гениальность, смекалку, героизм. А еще это текст о людях. Потому что всегда, когда мы говорим о животных, даже о самых маленьких, то имеем в виду самих себя.

Мозг у обычного лесного муравья в десятки тысяч раз меньше, чем мой. А умеет это существо очень многое. На этот счет есть прекрасная цитата: «Муравьи так сильно похожи на нас, людей, что даже как-то неловко. Они выращивают грибы, разводят тлей в качестве дойных коров, отправляют на войну армии солдат, распыляют химикаты, чтобы напугать и сбить с толку противника, берут в плен невольников, эксплуатируют детский труд и беспрерывно обмениваются информацией. Короче, делают всё — разве что телевизор не смотрят» (Льюис Томас).


5.
Нейробиолог Анатолий Бучин о кальмарах, моделировании мозга и ежедневной пользе нейронауки.

"Объектом исследования вычислительной нейробиологии является нервная система, а также самая интересная ее часть — головной мозг. Чтобы объяснить, при чем здесь математическое моделирование, нужно немного рассказать об истории этой молодой науки. В конце 80-х в журнале Science вышла статья, в которой впервые заговорили о вычислительной нейробиологии — новой междисциплинарной области нейронауки, которая занимается описанием информационных и динамических процессов в нервной системе.

6.
Свобода воли не существует.

Столетиями философы и теологи практически хором заявляли, что цивилизация в том виде, каком мы ее знаем, зависит от широко распространенной веры в свободу воли — и что потеря веры в нее может иметь катастрофические последствия. Например, наши этические нормы предполагают, что мы можем свободно выбирать между правильным и неправильным действием. В христианской традиции это известно как «свобода морали» — способность различать и совершать добро, вместо того, чтобы всего лишь быть рабом своих страстей и желаний. Великий философ эпохи Просвещения Иммануил Кант неоднократно подтверждал эту связь между свободой и добродетелью. Если мы не свободны в своем выборе, рассуждал он, то тогда нет смысла заявлять, что мы обязаны выбрать путь справедливости.

7.
Образ жизни отца влияет на здоровье ребенка сильнее, чем считалось.

Известно, что образ жизни матери, особенно в период беременности,напрямую влияет на здоровье детей. Отцовским влиянием ученые занимались меньше, но в последние годы объем накопленных данных вырос, и теперь биологи уверены: образ жизни, привычки и психическое состояние отца тоже отражается на детях.

8.
Практически без мозга.

Вот уже не один десяток лет меня преследует зернистый чёрно-белый рентгеновский снимок человеческого черепа.

Он жив, но пуст — на том месте, где должен быть мозг, находится объёмистая область, наполненная жидкостью. Тонкий слой мозговой ткани покрывает эту полость подобно водной оболочке, защищающей эмбрион. Изображение взято из обзорной статьи в журнале Science 1980 года: Роджер Левин, её автор, указал, что упомянутый пациент практически «не имел мозга». Но не это испугало меня; гидроцефалия не является чем-то новым, и, чтобы навести жуть на бывшего биолога, нужно что-то более серьёзное, чем картинка «Желудочки головного мозга сошли с ума».

9.
Дональд Хоффман против реальности.

В своей повседневной жизни мы привыкли считать, что все воспринимаемое органами чувств — визуальные образы, звуки, тактильные ощущения, вкус пищи — рисует нам точную картину окружающей действительности. Конечно, если притормозить и задуматься — или столкнуться вдруг с иллюзией восприятия — можно неожиданно осознать, что мы не воспринимаем действительность напрямую, а наш мозг как бы выдает нам свою самую удачную догадку о том, каков мир на самом деле, что-то вроде локальной модели глобальной реальности. Однако мы все же полагаемся на то, что наша модель в достаточной мере точна. Ведь иначе эволюция бы просто отсеяла нас в какой-то момент? Истинная реальность может всегда оставаться за гранью нашего понимания, но с помощью чувств мы можем хотя бы догадываться о том, какова она на самом деле.

10.
Голубей научили диагностировать рак по рентгеновским снимкам.

Птица сидит в ящике перед 15-дюймовым монитором, где показывают медицинские картинки. Черно-белые — это обычно маммограммы, рентгеновские снимки груди. Цветные — срез какой-нибудь живой ткани под микроскопом. Кроме того, на экране есть две полоски, куда можно ткнуть клювом: желтая означает «нет рака», синяя — «рак есть». В 85 процентах случаев голубь угадывает верно.

11.
Фотограф придумал способ показать, как мозг видит нашу «идеальную» внешность, и вот как это выглядит.

Фотограф и автор идеи Скотт Чассерот отобрал группу волонтёров для проведения исследования, сфотографировал их, а затем создал по несколько изменённых снимков на основе каждой фотографии. Затем участников подключали к специальному мозговому сканеру с ЭЭГ-датчиками, которые улавливали волны электромагнитного излучения человеческого мозга. Фотограф показывал волонтёрам их же фотографии с изменёнными чертами лица, а реакция мозга испытуемых на эти кадры отображалась на электроэнцефалограмме. Таким образом, можно было сделать выводы о том, которое из увиденных изображений мозг воспринимал как некрасивое, а какое — как идеальное.

12.
Серотонин за два часа превращает скромную пустынную саранчу в хищных налетчиков.

Как выяснилось, одиночную форму можно превратить в стадную несколькими способами. Самый простой (или, по крайней мере, самый естественный) — посадить одиночных особей в тесную клетку вместе со стадными (15 одиночных особей плюс 30 стадных помещали в клетку размером 15 × 19 × 13 см). Второй способ, тоже достаточно эффективный, — посадить подопытных одиночных особей рядом с группой стадных — так, чтобы они могли их видеть и ощущать запахи, но не могли трогать, (осуществлять тактильные контакты).

Но оказалось, что можно превратить одиночную форму саранчи в стадную и вовсе без каких-либо контактов (тактильных, визуальных, запаховых) с другими особями, оставаясь, так сказать, «на индивидуальном уровне». Для этого достаточно либо время от времени потирать кисточкой заднюю ногу нимфы, либо раздражать проходящий там нерв слабыми импульсами электрического тока. При использовании любого из четырех перечисленных способов можно в течение двух-трех часов достигнуть полной «грегаризации» (gregarization), а попросту «стадности», в поведении саранчи.


13.
О природе ненависти и искусстве торможения.

Личность вырастает через копирование среды, через то, как человека отражает окружающий мир, в том числе и через «что ты за идиот, руки не из того места», «какое же ты ленивое ничтожество, собирайся быстрее», через «какой же ты придурок, как твой папаша».

Мозг обучается автоматически, матрицы критического мышления вырастут потом, когда лобные доли дозреют, а пока все воспринимается без фильтра – и Дед Мороз, и «ты ничтожество», и «посмотри, до чего мать довел». Так уж устроено, что знание о мире и о себе ребенок безоценочно получает от человека, с которым у него сформирована связь.


14.
Научные доказательства позитивного влияния видеоигр.

Сторонники обучения с помощью игр часто сталкиваются с тем, что видеоигры обозначены клеймом позора в образовании. И это несмотря на то, что мы наблюдаем за воздействием игр десятилетиями, и уже выросло целое поколение геймеров. И хотя с новым поколением цивилизация не разрушилась, как того ожидали, плохая репутация игр не изменилась – видимо, потому что негативное отношение к играм основано на страхе.


15.
Основные принципы работы мозга. Разгадка механизма памяти.

Первая часть из трех лекций о принципах работы мозга. Интересные авторские гипотезы Алексея Редозубова. Вторая и третья часть менее интересны.

16.
Мы теряем мозг: выживает глупейший.

Происхождение человеческого мозга относится к главным загадкам эволюции и к одной из наиболее дискуссионных тем в биологической науке. Почему в какой-то момент времени эволюция поддержала развитие мозга у одной из ветвей приматов? Почему мозг так стремительно вырос за столь короткий период? И почему в течение 30 000 лет мозг homo sapiens постоянно теряет в весе?

17.
Как работает сознание растений.

/// Конечно, не стоит воспринимать попсовые формулировки статьи всерьёз, но обзор способностей рестений интересный ///

Обычно мы считаем, что растения — довольно простые организмы. Я постараюсь показать, что на самом деле всё не так, но прежде — немного информации о растениях. Мало кто знает, что от 80 до 97,5% биомассы Земли — это растения. Иными словами, им принадлежит львиная доля всего живого на Земле, а животные — лишь небольшой его фрагмент.

18.
Биология поведения человека. Лекция #1

Великолепная серия лекций Роберта Сапольски о том, как формируется поведение человека. Остальные лекции легко найдёте на Youtube.

19.
Иллюзия выбора (Дэн Ариэли).

Исследователь поведенческой экономики Дэн Ариэли, автор книги «Предсказуемая иррациональность», используя классические визуальные иллюзии и его собственные, весьма неочевидные, а иногда просто удивительные, исследования, показывает, насколько мы далеки от предполагаемой рациональности принятия собственных решений.

20.
Тайна Ципфа.

Ципф и его студенты китайского происхождения исследовали частоту распределения слов в таких далеких друг от друга языках, как латынь и китайский. Была выявлена закономерность, которую позже назвали «законом Ципфа»: Частота встречаемости слова в тексте находится приблизительно в обратной пропорциональной зависимости от его порядкового номера в списке частотности.

/// Звучит сложно, но это потрясающая штука. Посмотрите видео. ///

21.
Нейробиологи увидели реакцию мозга на контраргументы.

Если человека пытаются заставить поменять собственные убеждения, то у него активируются области мозга, которые ассоциируются с эмоциональной реакцией на угрозу и с представлениями о себе. Об этом сообщают нейробилоги из Университета южной Калифорнии в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

22.
Половина людей смогли «вспомнить» вымышленные события.

Метаанализ исследований, посвященных ложным воспоминаниям, показал, что более половины испытуемых помнят то, чего на самом деле никогда не происходило. Работа ученых опубликована в журнале Memory.

23.
Числа Фибоначчи.

В последовательности Фибоначчи, каждый элемент, начиная с третьего, является суммой двух предыдущих элементов, при том, что ряд начинается с чисел 0 и 1. Итого получается: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946, 17711, 28657, 46368, 75025 ...

Отношение двух соседних элементов ряда стремится к Золотому Сечению (об этом великом феномене природы будет отдельная статья), т.е. к 1,618… Уникальность этого числа состоит в том, что оно является одним из решений уравнения x+1=x2. Вдумайтесь в смысл этого простого квадратного трехчлена: если вы не видите красоту и загадочность, значит вы, увы, не дружите с математикой. Но не волнуйтесь, я тоже, тем не менее факт остаёться фактом.

/// причём тут мышление? А вы уже посмотрели "Тайны Цыпфа" (19 пункт) ///

24.
Учащенное дыхание оказалось стимулятором памяти.

В предыдущих исследованиях было показано, что ритм дыхания влияет на электрическую активность головного мозга. В частности, у крыс ритм дыхания влияет на колебания электрических потенциалов нейронов обонятельных луковиц и обонятельной коры, причем каждой фазе дыхания соответсвует определенные паттерны колебаний. Ритм дыхания, в свою очередь, зависит от множества эмоциональных и когнитивных факторов, например, от стресса, тревоги и новизны ситуации. Работает ли эта связь в обратную сторону, пока не понятно. Исходя из того, что обонятельная система связана с лимбической системой мозга, участвующей в формирования эмоций, процессах запоминания и когнитивных функциях, авторы предположили наличие такой связи. Согласно их гипотезе, ритм дыхания может влиять на активность лимбической системы, а значит, и на эмоции и когнитивные функции.

25.
Свобода и детерминизм.

Как современная психология представляет себе проблему свободы воли? Можно ли «заглянуть» себе в голову, чтобы понять, как работает механизм порождения желаний и долженствований? Кто в конечном итоге принимает решения, — от рутинных до судьбоносных, — которыми определяется наша жизнь? Мы сами? Наш мозг, действующий независимо? Или обстоятельства? Судьба или случайность? Попробуем разобраться.

26.
Жюли Реше. Живой труп Фрейда: психоанализ vs нейронаука.

В комментарии к одному из моих текстов юный приверженец психоанализа выразил свое негодование по поводу того, что я, имея докторскую степень и специализируясь на психоанализе, не являюсь поклонницей Фрейда. Такая реакция меня удивила, ведь докторская степень, по моему мнению, является свидетельством способности критически относиться к изучаемому материалу, а не подтверждением участия в фан-клубе или религиозной секте.

Но справедливости ради стоит отметить, что я, скорее, исключение из правил. Гуманитарное образование действительно часто напоминает религиозное сообщество. В процессе обучения исследователи Фрейда обращаются во фрейдизм, а полученный ими диплом лишь подтверждает их неспособность критического отношения к психоанализу. Таких дипломированных сектантов несложно понять: довольно нелегко не признавать значимость того, изучению чего было посвящено много времени и усилий.

27.
Электроцевтика.

Нервная система окутывает и пронизывает всё. Она главный регулятор внутренних процессов, от эмоций и мышления до пищеварения и выделения. Научитесь 'программировать' на этом уровне, и вам не придется ковыряться внизу, в молекулах

/// Так будет выглядеть медицина будущего ///

28.
Молекулы радости: как наш мозг создает нейронные связи и формирует привычки и интеллект.

Гормоны влияют на механизмы образования эмоций и действие различных нейрохимических веществ, и, как следствие, участвуют в формировании устойчивых привычек. Автор книги «Гормоны счастья» заслуженный профессор Калифорнийского университета Лоретта Грациано Бройнинг предлагает пересмотреть шаблоны нашего поведения и научиться запускать действие серотонина, дофамина, эндорфина и окситоцина. T&P публикуют главу из книги о том, как самонастраивается наш мозг, реагируя на опыт и формируя соответствующие нейронные связи.

29.
Химически чистый цинизм.

Самой убедительной формой лжи являются памятники — именно в них концентрируется вранье о персоне или явлении.

Умилителен монумент, изображающий «собаку Павлова». Но он мог быть еще трогательнее, если бы рядом с собачкой разместился и бронзовый ребенок. Дело в том, что школа Ивана Петровича Павлова проводила вивисекторские опыты не только над собачками, но и над людьми. В качестве лабораторного материала использовались беспризорники в возрасте 6–15 лет. Это были жесткие эксперименты, но именно они позволили разобраться в природе мышления человека. Данные опыты ставились в детской клинике 1-го ЛМИ, в Филатовской больнице, в больнице им. Раухфуса, в отделе экспериментальной педиатрии ИЭМа, а также в нескольких детских домах.

30.
Эффект Зейгарник в психологии.

Иногда нам приходится оставлять то или иное действие незаконченным ввиду различных причин. Ну а после мы можем мучиться ночами, и это незавершенное дело будет напоминать о себе снова и снова надоедливыми мыслями даже в том случае, если это самое дело и нет необходимости доделывать до конца по той или иной причине. Это все вовсе не говорит о нашей высокой степени совестливости или о чем-то в этом роде. Все дело в том, что в теории современной гештальтпсихологии существует такое понятие, как эффект Зейгарник, которое обязано своим названием советской ученой Б. В. Зейгарник.

31.
Как зародилась жизнь: лего в стиральной машинке.

Совсем недавно побывал с детьми в московском интерактивном музее Живые Системы (г. Москва). Среди прочего попался мне на глаза интересный эксперимент на тему «как зародилась жизнь» с кубиками Lego. В стиральную машину закладывают разрозненные кубики Lego Duplo и через час-два вынимают. На выходе встречаются конструкции из двух, трёх а и иногда даже из четырёх деталей.

Эксперимент призван показать, что первичном бульоне вполне могли случайно образоваться сложные соединения и жизнь вообще.

Я не поверил, что такое возможно (в смысле Лего и стиралка за такое короткое время). Мне всегда казалось, что вероятность такой самосборки очень низкая, хотя и определённо не нулевая. Решил погуглить на эту тему и нашёл несколько отчётов об аналогичных экспериментах. Один из таких отчётов, где много интересных картинок, перевожу и публикую здесь. Некоторые примечания и ссылки из текста ссылки будут удалены. Часть из них опубликую в конце.

/// С помощью этой статьи удобно иллюстрировать потенциал автотических процессов принятия решений ///

32.
Дофамин, нейробиология и нейромаркетинг:
почему мы принимаем желание за счастье.


Все хотят укрепить силу воли. Но до сих пор не было преподавателя, который взялся бы сделать научно-обоснованный курс на эту тему, перелопать чужие исследования и провести свои. Все, чтобы доказать, что этот навык тренируем и научить всех желающих приемам его развития. Этим преподавателем стала психолог, доктор наук Келли Макгонигал.

...

Прилив дофамина сам по себе не вызывает счастья — скорее просто возбуждает. Мы резвы, бодры и увлечены. Мы чуем возможность удовольствия и готовы усердно трудиться, чтобы его достичь. ... За последние несколько лет нейробиологи давали действию дофамина много имен, например: поиск, хотение, влечение и желание. Но ясно одно: это не переживание чего-то приятного — удовольствия, наслаждения или самой награды.

/// На мой взгляд - это путаница. Если ожидание удовольствия приятно человеку, то почему оно не является удовольствием? Но, так почему-то принято рассматривать это процесс в научной среде ///

33.
Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию.

Американские ученые всерьез обеспокоены растущим разрывом между прогрессом науки и отсталостью общественного сознания, прозябающего в плену невежества и предрассудков. Исследования последних лет выявили связь между неприятием определенных научных теорий взрослыми людьми и психологией маленьких детей. В частности, свойственная детям «неупорядоченная телеология» — склонность приписывать каждому предмету цель, ради которой он был кем-то сделан — является одной из причин удивительной живучести креационизма.

34.
Почему жизнь ускоряется с возрастом.

С возрастом нам кажется, что время идет быстрее: в детстве один час может представляться целой вечностью, а к старости годы летят с безумной скоростью — не успеешь и оглянуться, как дети уже выросли, окончили школу, университет и работают. Конечно, ход времени объективно не изменяется.

Однако ощущение того, что время ускоряется с течением нашей жизни, не является в чистом виде нашим предрассудком, а имеет вполне достоверное научное объяснение.

35.
Поведением ос-паразитов управляют осы-сверхпаразиты, живущие в них.

Энтомологи исследовали ос-паразитов и выяснили, что их поведением управляют другие осы-паразиты, живущие в их теле. Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.

36.
Слизевики учатся сами и обучают «своих».

Есть такие простейшие — слизевики. Их особенность в том, что на определённой стадии жизненного цикла они имеют вид «слизистой» массы без твёрдых покровов – отсюда и название. А недавно французские ученые выяснили, что слизевик Physarum polycephalum, относящийся к типу миксомицетов, способен обучаться сам и обучать своих «соплеменников».

37.
Новая теория о том, как эволюционировало сознание.

С тех пор как Чарльз Дарвин опубликовал «Происхождение видов» в 1859 году, эволюция была великой объединяющей теорией биологии. Тем не менее, одна из самых важных биологических особенностей, сознание, редко изучается в контексте эволюции. Теории сознания приходят из религии, философии, когнитивной науки, но никогда из эволюционной биологии. Может быть, именно поэтому такому маленькому количеству теорий удалось ответить на основные вопросы: в чем заключается адаптивное значение сознания? Когда оно эволюционировало и у каких животных оно есть?

38.
Действительно ли искусственный интеллект непостижим?

Дмитрий Малютов мало что может рассказать о своём творении. Он работает в исследовательском отделе IBM, и часть своего времени посвящает созданию систем машинного обучения, решающих задачи корпоративных клиентов компании. Одна такая программа разрабатывалась для большой страховой компании. Задание было непростым, требовался сложный алгоритм. Когда пришло время объяснять результаты клиенту, возникла заминка. «Мы не могли объяснить им эту модель, потому что они не разбирались в машинном обучении».

39.
У гороха нашли «дедуктивные способности».

Биологи из Австралии, Швейцарии и Великобритании обнаружили растительный способ обучения по ассоциации, который можно рассматривать в качестве аналога условных рефлексов животных. В экспериментах на горохе ученые показали, что после правильно проведенного обучения растение может выбирать направление роста побегов в лабиринте, ассоциируя произвольный нейтральный стимул с безусловным вознаграждением. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports, кратко о нем сообщает пресс-релиз Университета Западной Австралии.

40.
Насекомые учатся дёргать за нитки.

Дёрнуть за верёвочку, чтобы получить еду — это классическое задание, которое часто используется для проверки интеллекта млекопитающих и птиц, но впервые насекомые показывают способность к обучению этому умению.

41.
Психофизиология графических интерфейсов.

Как управлять вниманием пользователей используя базовые знания психофизиологии?

42.
Чем больше связей, тем выше творчество.

Вы творческий человек? Тогда вам очень повезло, ведь у вас гораздо больше нервных связей между правым и левым полушариями, которые не зависят от того, сколько книг вы прочитали и сколько семинаров прослушали. В большинстве своём они гласят: чтобы стимулировать творчество, необходимо развивать правое полушарие. Но теперь об этом мифе можно забыть, чему способствовало новое исследование, проведённое в Университете Дьюка.

43.
Смени мозг и начни новую жизнь.

Именно нейронные связи помогают разным областям головного мозга передавать друг другу данные, тем самым обеспечивая жизненно важные для нас процессы: формирование памяти, продуцирование и понимание речи, управление движениями собственного тела. Когда нейронные связи нарушаются, (а произойти это может в результате заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, или же из-за физической травмы), определенные области головного мозга теряют способность взаимодействовать между собой. Вследствие этого становится невозможным выполнение какого-либо действия, как умственного (запоминание новой информации или планирование своих действий), так и физического.

44.
Ученые нашли верный путь к умственным сверхспособностям?

Если людям дать возможность наблюдать в реальном времени, что происходит у них в мозге, они быстро научатся снимать боль, улучшать себе настроение и распоряжаться невиданными умственными способностями. Доступ к этому методу может преобразить мир.

У каждого из нас свой способ справляться с негативными чувствами и эмоциями. Кто-то фокусируется на дыхании, чтобы успокоить нервы. Кто-то применяет медитацию, чтобы избавиться от зубной боли. Кто-то, чтобы отогнать плохое настроение, пытается мысленно перенестись в те места, где когда-то чувствовал себя особенно хорошо…

Все эти способы так или иначе работают - правда, с разной степенью успеха.

45.
Математический язык муравьев.

Новосибирские ученые поставили эксперименты, в которых убедительно показали, что муравьи умеют считать в пределах первых десятков. Также им доступны простейшие арифметические действия — сложение и вычитание, и эти навыки они активно используют при поиске пищи. Как выяснилось, муравьи не только знакомы с началами арифметики, но для передачи счетной информации способны изобрести новые коды, удобные для конкретных случаев. Результаты показывают, что муравьиный язык — это не застывший конгломерат инстинктивных сигналов; он изменяется в соответствии с текущими задачами, подобно другим эффективным средствам общения в группах. Столь непростые информационные потребности может обеспечить не только развитый мозг высших животных, но и нервные ганглии насекомых. Так грань между «высшей» и «низшей» формами мышления постепенно размывается.

46.
Почему головная боль – самая мучительная?

Головная, а также зубная, ушная, глазная и лицевая боль кажутся более сильными и мучительными, чем другие виды боли, из-за иного механизма обработки сигналов сенсорных нейронов мозгом. Это установила команда учёных из Университета Дьюка. О своём открытии они рассказали в статье в журнале Nature Neuroscience.

47.
Мозговой имплант улучшил память на 30%.

Человеческая память несовершенна, и мы готовы дорого заплатить за возможность ее улучшить. Исследователи из Университета Южной Калифорнии работают над решением этой проблемы. Как сообщают Business Insider и New Scientist, им удалось создать своеобразный «протез памяти» — мозговой имплант, улучшающий память на 30%.

48.
Языковые навыки пользователей «ВКонтакте» заметно выросли.

За последние годы язык пользователей российской социальной сети «ВКонтакте» значительно усложнился — к такому выводу пришел социолог из Высшей школы экономики Иван Смирнов. По его наблюдениям, сегодня авторы постов употребляют длинные слова намного чаще, чем девять лет назад. Смирнов назвал свое открытие цифровым эффектом Флинна, но пока затрудняется объяснить причины, лежащие в его основе. Статья доступна на сервере препринтов ArXiv.org.

49.
Каково это — помнить каждый момент своей жизни.

«Помню, когда мне было семь дней, меня обернули в розовое хлопковое одеяло. Я всегда осознавала, когда мама держала меня на руках. Инстинктивно я чувствовала, что она была самым дорогим человеком для меня», — вспоминает 27-летняя писательница Ребекка Шаррок.

Может показаться, что описанные воспоминания фантомны, или же девушка перепутала их со сновидением. Однако это не так: уроженка австралийского города Брисбена родилась с редким синдромом — гипертимезией. Это уникальное неврологическое состояние, которое позволяет человеку помнить всё когда-либо произошедшее с ним. Историю девушки рассказало Би-би-си.

50.
Дети из религиозных семей более жестоки, чем сверстники-атеисты.

Противостояние верующих и атеистов бесконечно. Если прежде психологи связывали веру в сверхъестественное с типом мышления, то теперь их коллеги утверждают, что степень религиозности связана с культурной средой, в которой воспитывался человек.

51.
Зомбирующий гриб оказался куда опаснее, чем считали ученые: абсолютный паразит.

У бразильских муравьев-плотников и без того нелегкую жизнь дополняет весьма странное обстоятельство — они могут превратиться в самых настоящих зомби. Это происходит благодаря заражению паразитическим грибком, споры которого прорастают в тело насекомого и влияют на его симпатическую нервную систему. Зараженный паразитом, муравей оставляет уют своего родного гнезда и отправляется блуждать в чащу леса, условия которого больше подходят грибу для полноценного созревания. Обычно муравей цепляется лапками за нижнюю сторону листа, после чего замирает, тем самым окончательно принося себя в жертву. Гриб продолжает развиваться внутри его тела, пока в конце концов не пронзит головной отдел и не высвободит новые споры. Весь этот процесс занимает примерно 10 мучительных дней, на протяжении которых большую часть времени насекомое остается в живых. Кошмар наяву, не правда ли?

52.
Ученые рассказали о влиянии дружбы на старение мозга.

Группа ученых из Северо-Западного университета в США установила, что дружба и доброжелательные отношения с людьми позволяют существенным образом снизить темпы старения мозга.

53.
Нейронная сеть научилась считывать визуальные образы из мозга.

Исследователи из Университета Пердью смогли создать своеобразную технологию чтения мыслей. Они научили искусственный интеллект декодировать сигналы МРТ во время того, пока люди смотрели какое-либо видео. Критически важную роль здесь сыграл тип алгоритма, называемый сверточной нейронной сетью, с помощью которого сейчас появилась возможность распознавать лица и объекты.

54.
Подтверждено наличие системы самоочищения в мозге человека.

Ученые из Национального института неврологических расстройств и инсульта в США доказали наличие системы самоочищения в мозге. Оказалось, что иммуноциты и спинномозговая жидкость выводятся через лимфатические сосуды в мозге. Американским ученым впервые удалось подтвердить существование системы на примере человека.

55.
Нобелевский лауреат Эрик Кандель про молекулы памяти, LSD для кошек и обучение моллюска.

Как вообще можно изучать память животных, если они не умеют делиться воспоминаниями? Не пишут книг, не перебирают свои детские фото, не копаются в архивах. Если они на это не способны — то, наверное, надо, как минимум, брать в подопытные кого-нибудь, очень похожего на человека. Шимпанзе? Слонов, которые, если верить популярной детской песенке на английском, «никогда не забывают»? Чей мозг может служить хорошей моделью нашего — с его подавленными воспоминаниями о детских травмах и памятью о том, как ездить на велосипеде?

56.
Нейробиологи обнаружили в мозге оптический волновод.

Ученые канадского Университета Калгари подтвердили, что человеческий мозг способен вырабатывать фотоны и обнаружили аналог оптических волокон, по которым передаются эти трудноуловимые сигналы.

57.
Почему ваш мозг ненавидит других людей.

Все люди проводят разделительную черту «свой/чужой» по расам, этническим признакам, полу, языковой группе, религии, возрасту, социально-экономическому статусу, и так далее. И в этом нет ничего хорошего. Мы делаем это удивительно быстро и эффективно с нейробиологической точки зрения. У нас существует сложная систематика и классификация способов, которыми мы наговариваем на «них». Мы делаем это с изменчивостью, варьирующейся от мелкой минутной агрессии до дикарской резни. А также мы постоянно определяем, что плохого в «них», основываясь на чистых эмоциях, за которыми следует примитивная рационализация, которую мы путаем с рациональностью. Грустно.

Но, что главное, существует повод для оптимизма. По большей части потому, что у всех нас в голове существует множество различных определений мы/они. «Они» в одном случае могут оказаться принадлежащими к категории «мы» в другом, и переход оттуда сюда может занять мгновение. Так что есть надежда, что с помощью науки землячество и ксенофобия могут поутихнуть, возможно, даже до такой степени, что голливудские шимпанзе и гориллы смогут обедать вместе.

58.
Ученые научили нейросеть определять сексуальную ориентацию по фотографии.

Ученые из Стэндфордского университета опубликовали препринт статьи об определении сексуальной ориентации человека при помощи нейросетей. Согласно исследованию, различить гетеросексуалов и гомосексуалов по чертам лица возможно, и доступные инструменты в области искусственного интеллекта способны сделать это лучше, чем человек. Авторы статьи, отмечая ее научную ценность, подчеркивают, что считают свои результаты предупреждением общества об опасности.

59.
Вилейанур Рамачандран — 3 ключа к пониманию вашего мозга.

«Как мы воспринимаем мир? Что такое сознание? Что представляет собой связь «разум-тело»? Как мы можем объяснить загадочные способности, которые делают человека человеком, такие, как, например, искусство, культура, язык, метафора, творчество, самосознание?»

60.
Мистические переживания ученого Джил Боулт Тейлор.

Нейробиолог Джил Боулт Тейлор (Jill Bolte Taylor) получила возможность для исследования мозга, о которой вряд ли мечтал хотя бы один специалист: она перенесла обширный инсульт и наблюдала, как функции ее собственного мозга - движения, речь, самосознание - отказывали одна за другой.

Поразительная история наблюдения ученым мистических переживаний, очень точно соответствующих тому, что можно найти во многих эзотерических книгах. В тридцать семь лет она перенесла инсульт, а потом девять лет восстанавливала свою физическую и интеллектуальную целостность. Очень интересно, поскольку Джилл выбрала из всех возможных жанров, которые можно было использовать, журнал ученого, проводящего невольный эксперимент на себе.

61.
Оливер Сакс: «Что галлюцинации говорят о мышлении?».

Невролог и писатель Оливер Сакс обращает наше внимание на синдром Шарля Бонне, при котором у пациентов с расстройством зрения случаются галлюцинации. Он в ярких деталях описывает опыт своих пациентов и рассказывает о биологии этого малоизвестного явления.

62.
Вилейанур Рамачандран: «Нейроны, сформировавшие цивилизацию».

Нейробиолог Вилайанур Рамачандран дает описание удивительных функций зеркальных нейронов. Будучи обнаружены лишь недавно, эти нейроны позволяют нам обучаться сложному социальному поведению, элементы которого сформировали человеческую цивилизацию в том виде, в котором мы её знаем.

63.
Почему людей так трудно убедить фактами?

В The New Yorker вышла дискуссионная статья о том, как когнитивные искажения влияют на наше мировоззрение. Опираясь на старые и новые исследования (в одном из которых американцам предлагали найти на карте Украину!), ее автор утверждает: привычки, которые были хороши для древних охотников и собирателей, играют злую шутку с людьми, живущими в мире "пост-правды" и "альтернативных фактов".

64.
Лаборатория стволовых клеток мозга: восстановление нервных клеток у взрослых животных.

Нервные клетки мозга — залог успеха человечества, да и, что таить, каждого отдельно взятого человека. Поэтому мало кто равнодушен к этой области науки — нейробиологии. Тем не менее, до сих пор мысль о том, что новые нейроны рождаются у нас в голове постоянно, недостаточно популяризована. Как и зачем они появляются у взрослых животных, изучают в лаборатории стволовых клеток мозга московского Физтеха, про некоторые проекты которой расскажем в этой статье. На сегодняшний день открытыми остаются ключевые вопросы. Например, каковы функции новых нейронов? Что определяет их количество? Можно ли управлять их появлением? И многие другие.

65.
Доказано: сделай доброе дело и станешь счастливее.

Исследователи из Германии, Швейцарии и США нашли связь между щедрыми поступками и счастьем. Оказалось, во время совершения альтруистических поступков мозговая активность меняется, что и приводит к приятным ощущениям.

66.
Татьяна Черниговская: мозг Великий обманщик.

Рассказ про популярные когнитивные искажения и открытия, которые заставляет переосмыслить мир и поведение человека.

/// я не люблю Черниговскую, но один раз не упомянуть её здесь было бы перебором ///

67.
Ася Казанцева: ошибки понимания. Как мозг нас обманывает?

Развитая нервная система - отличное эволюционное приобретение: она позволяет нам не просто наблюдать за явлениями окружающего мира, но и устанавливать между ними взаимосвязи и закономерности, и даже предсказывать, что именно должно произойти. К сожалению, этот навык развит у нас слишком хорошо, в результате мы склонны видеть закономерности там, где их нет. Какие эксперименты особенно ярко демонстрируют склонность к заблуждениям у людей (и у других животных), и что помогает нам противостоять соблазну объяснять все самым очевидным, но не всегда самым правильным способом?

68.
Мозг Человека с Дэвидом Иглманом.

Нейробиолог Дэвид Иглман расскажет тебе о том, как ты стал(а) тем, кто ты есть, что такое реальность, почему ты выбираешь шоколадное мороженное, а не клубничное, управляешь ли ты собой или нет? (не управляешь). Возможно, посмотрев данную передачу, ты с головой окунешься в такой экзистенциальный кризис, что Сартр встанет из могилы и угостит тебя пивом, а Камю сыграет французский гимн на ложках.

/// вторую часть легко найти на youtube ///

69.
Вячеслав Дубынин: "Нейроны и нейросети. Обзор основных структур головного и спинного мозга".

Введение в структуру мозга простыми словами с наглядными примерами.

Лектор — Дубынин Вячеслав Альбертович, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.

70.
Кеша Скирневский: бытовая модель мышления

БММ позволяет взглянуть с высоты птичьего полёта на то, как человек мыслит:

- Вначале видео я предлагаю новое определение мышления. Оно очень простое. Позволяет, как из конструктора, собирать разные модели.

- В середине я собираю вариант человеческого мышления. Но важна там другая мысль: необходимость рассматривать эволюцию мышления от момента появления жизни на Земле. Это смелый подход, так как его не принято выводить за рамки нервной системы.

- Самую интересную идею я раскрываю ближе к концу: привязываю эмоциональный мир к скорости обработки сигнала, а не к реагированию на химические соединения (нейромедиаторы). Такая модель позволяет объяснять поведение проще.

Кроме этого, я говорю о свободе воли, сенситивном периоде и даже успеваю поставить два эксперимента. А в финале затрагиваю философию сознания. И всё это за семнадцать минут.
Это регулярно обновляемый раздел. Сохраните у себя, чтобы не забыть ссылку.

Нашли материал с явной ошибкой или хотите предложить свой? Всегда рад рекомендациям — kesha@zebrainy.com

Кеша Скирневский
Facebook / @innokentys
Made on
Tilda