МИНЬОНЫ

Влияет ли насилие в мультиках на ребёнка?
/23 пункта/

Кеша Скирневский

Facebook / @innokentys
Кеша Скирневский
Facebook / @innokentys


1.
В девяностых была популярна компьютерная игра «Лемминги». Цель игры – отвести толпу человечков к выходу. Идут лемминги сами. До тех пор, пока не упираются в преграду или не падают с обрыва. Игрок только может менять карту уровня, чтобы направлять героев: поставить преграду, построить лестницу или выкопать проход. То есть игрок меняет карту, что приводит к изменению поведения персонажей.
Множество школьных уроков было пропущено ради толпы зелёноволосых человечков. К ним мы еще вернёмся.


2.
В России доступно рассказывают про мозг всего несколько человек. Татьяна Черниговская наиболее известна. Её любимая история – про эксперимент с кнопкой: подопытного просят нажать кнопку и выбрать, какой рукой это сделать. Дают время подумать и сканируют активность мозга. В результате научились определять выбранную подопытным руку за тридцать секунд до нажатия. Тридцать секунд.


3.
Эксперимент этот известен. Его повторяли в разных лабораториях. По активности мозга определяют будущее решение. До того, как человек его примет. До того, как даже подумает, что нужно принять какое-то решение.
Помните, как фильме "Люди в черном"? Ну, маленького инопланетянина, который сидел внутри головы? Оттуда он выдавал команды, которые тело человека выполняло.


4.
Дальше – больше. Черниговская подчеркивает, что существует отдельный сигнал от «инопланетянина». Его задача – создать ощущение, что человек принял решение самостоятельно.


5.
Неподконтрольных действий внутри тела гораздо больше, чем осознаваемых. Бьётся сердце, наполняются лёгкие, переваривается хот-дог в желудке, работает иммунитет, поддерживается баланс тела и многое другое. Эти процессы контролирует нервная система. Их не контролирует наше «Я». Они не представлены в мыслительном потоке. Там только вялотекущая мысль о бренности бытия.


6.
Мышление человека не имеет прямого доступа к управлению организмом. Оно влияет на организм не напрямую. Более того, его влияние крайне ограничено. Не удаётся остановить сердцебиение – нет доступа. К управлению большинством функций у мышления доступа нет.


7.
Складывается ощущение, что «Я» человека находится не внутри тела. А внутри конкретной функции тела. Что же это за функция? И когда уже будет про Миньонов?


8.
Крис Фрит считает, что функция мышления – создание карт действий. Проще говоря, человеческое мышление пишет «документ», инструкцию поведения. Процесс его обновления человек интерпретирует как собственный мыслительный поток.


9.
Закрепим. Представьте, что ваш компьютер разумен, но не имеет прямого доступа ко всем функциям. Не может сам себя выключить, не может перевести в спящий режим, не может управлять жестким диском. Однако, он может написать план действий. И система этот план последовательно выполнит.


10.
У компьютера процесс написания плана выглядит как формирование нулей и единиц. У человека – как мыслительный поток. В обоих случаях можно спросить: "Кто решает, какой план писать?".


11.
На данный момент всё больше учёных склоняется к печальному: чтобы писать этот план, не нужен никто. Весь процесс может быть автоматизирован. Вносит коррективы лишь меняющаяся окружающая среда.
Свобода выбора – это религия 21 века. Всё, что известно о мире, противоречит возможности существования свободы выбора. Мы можем лишь верить в неё.


12.
Мысли, эмоции, мечты и воспоминания. Всё это – ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИНСТРУКЦИИ. Или карты, как её называет Фрит. Формирует её не только наш мыслительный поток. Большая часть данных получена от предков. Рефлексы, страх перед огнём, темнотой, любовь к синему цвету. Вся эта информация передалась нам с помощью генов.


13.
Порисуем! Из мира события попадают к Картографу (см. схему). Это часть нервной системы, которая отвечает за создание карт действий. Другая часть нервной системы выполняет команды. Доступа к ней у человека нет.
Мы внутри Картографа. Меня поражает эта мысль.


14.
Представим книгу. Чтобы понять её содержание, нужен "код". Знание языка. Без него книга – это бумага и чернила. Мир для новорожденного похож на такую книгу. Задачи Картографа – декодировать содержание книги. Понять мир. Процесс декодирования ощущается как процесс мышления. Результат декодирования – карта действий.


15.
Иногда команды карты выполняются моментально. Увидел летящий камень – отклонился. Иногда длительно. То, что происходит до двенадцати лет, скажется на смелости, порядочности, упорстве и успешности на всю жизнь. В конечном итоге, сформирует характер. И вот теперь про Миньонов.


16.
По форме мультфильм «Миньоны» – детский летний аттракцион. Но содержание иное. Герои на протяжении фильма: дерутся, ссорятся, предают, почитают зло, убивают. Много убивают. Шутки на на тему секса и насилия – норма.


17.
Известен термин "детские комплексы". Психотерапевт всегда спрашивает у пациента: "Что с вами происходило в детстве?". Зачем нужен ответ на этот вопрос?


18.
Скорость работы мозга у ребёнка в несколько раз выше, чем у взрослого. До двенадцати лет закладывается программа, которая руководит поступками человека до конца жизни. Этот период называется "сенситивный".


19.
У родителей возникает иллюзия, что мультики не сильно влияют. Связно это тем, что на взрослых они действительно влияют слабо. Но что для взрослых весёлое времяпровождения, то для детей – формирование будущей жизни.


20.
Мышление – это инструмент расшифровки окружающей среды. Оно не знает, что такое "хорошо" и "плохо". Оно хладнокровно корректирует поведение тела. Его конечная цель досталась нам от предков: выжить. Если ребёнок видит, что Миньон достигает своих целей с помощью драки, то это не пройдет бесследно. Это скорректирует карту действий ребёнка.
Невозможно контролировать весь контент, который потребляют дети. Но можно дать им инструмент защиты.


21.
Надо воспользоваться потрясающим мозгом ребёнка. Корректировать его карту действий осознанно. Лучше всего Картограф понимает команду "если – то". Если будешь делиться, то делиться будут с тобой. Если будешь помогать, то у мамы будет время на игры. Если будешь упорным, то научишься быстрее.


22.
Еще раз. Рассказать последствия – самый простой способ объяснить. Вместо "нельзя совать пальцы в розетку" надо говорить: "Если сунешь пальцы в розетку, то можешь умереть". Да, что такое смерть тоже имеет смысл объяснить пораньше. Без этого знания понимание мира формируется искаженным.


23.
Мышление человека похоже на игру "Лемминги". Герои игры действуют автоматически. Как и наше тело. Игрок может управлять только картой, которая влияет на поведение персонажей. Аналогично, человек может управлять своим поведением только через карту действий. Проявляется она как уникальный характер человека. В конечном итоге, от неё зависит, станет человек счастливым или нет.
Моя цель — популяризация актуальных знаний о мозге и мышлении. Делай это вместе со мной с помощью репостов. Пункты пронумерованы, чтобы проще было их обсуждать.
Кеша Скирневский
Facebook / @innokentys
Made on
Tilda