Krimpany

БЫТОВАЯ МОДЕЛЬ
МЫШЛЕНИЯ

Как человек принимает решения?
(видео + текстовая версия)

Кеша Скирневский

Facebook / @innokentys
Бытовая модель мышления позволяет взглянуть с высоты птичьего полёта на то, как мыслит человек. Это очень короткая и яркая экскурсия в лабиринты разума.

Я предлагаю новое определение мышления. Рассказываю об эволюции разума. Помогаю разобраться в счастье, юморе и детях. Затрагиваю проблемы свободы воли и сознания.

Впервые публикуется полная текстовая версия. В ней можно найти то, что не попало на съёмки TEDx.

Заварите себе кружку горячего чая, и добро пожаловать в мозг.


1.
Интерактив с залом. Давайте немного поиграем. Поднимите руку. Когда когда я скажу "три" постарайтесь опустить руку быстрее вашего соседа. Готовы? Один! Два! Подождите-подождите! Три ) А почему вы сейчас засмеялись? Что сейчас произошло в вашем мозге, что вам это показалось смешным?

Я очень люблю такие вопросы. Но по-настоящему меня волнует, почему в каждом киндер-сюрпризе лежит инструкция. И за всю мою жизнь я ни разу не встречал инструкции к своему мозгу. А ведь я пользуюсь им каждый день. Иногда дважды в день.


2.
Мозг каким-то образом заставляет меня делать не то, что мне нужно. Он заставляет меня есть торт после шести. Заставляет меня смотреть социальные сети, когда вокруг полыхает дедлайн. Заставляет делать глупости, за которые мне потом стыдно. Дайте мне инструкцию, чтобы пользоваться этой штукой правильно.

За пятнадцать лет я прочитал больше трёхсот книг о том, как работает мозг. Факты из них меня захватывали так же, как нормальных людей захватывают Хоббиты, которые несут кольцо в Мордор. Но инструкции я так и не нашёл, поэтому решил сделать её сам.


3.
Пришлось нарисовать много схем. Слишком много, чтобы нормальному человеку захотелось ими воспользоваться. Но я так долго пытался упростить и систематизировать факты, что, в конечном итоге и сам привык к мысли, что мышление — это простая штука.

Посмотрите сами. Если всё, что влияет на наши поступки, (внешняя среда или состояние тела), мы объедим в категорию "сигнал". А всё многообразие поведения объединим в категорию "реакция". То можем сказать, что мышление - это фильтр между сигналом и реакцией. Так можно рассматривать как мышление человека, так и мышление одной единственной клетки.


4.
Кстати, на её примере понять, как работает эта схема, проще всего. Первые появившиеся на земле клетки безостановочно размножались. Внутри клетки был сигнал, который запускал реакцию копирования. Сигнал-реакция, без какой либо преграды.

Но в какой-то момент клетки размножились до такого количества, что сожрали всю пищу вокруг. Эволюция, как всегда пришла на помощь. У клеток появилась способность прерывать реакцию размножения. Появился фильтр. Фильтр, который останавливал сигнал к размножению, если вокруг была неблагоприятная среда.


5.
Постепенно фильтр становился сложнее. Например, как зелёная эвглена понимала, что ей надо плыть к свету? Да никак не понимала, это результат работы фильтра. Если на светочувствительное пятно попадал свет, то жгутик автоматически начинал двигаться. В результате эволюции появлялись и те виды, что плыли в темноту и те, что плыли всегда. Но преимущество было у тех, кто плыл к свету.


6.
Вдумайтесь, зачатки мышления появились ещё до нервной системы, еще до многоклеточных. Миллиарды лет назад появилась основа, на которой стоит чудо человеческого мышления. Мы всё так же хотим размножаться, и всё так же реагируем на мир, чтобы делать это эффективнее. Но как мышление развивалось дальше? Чтобы ответить на этот вопрос мне потребуется чуть более детальная схема.


7.
Изначально мы рассматривали мышление как фильтр между сигналом и реакцией и дальше будем делать точно так же. Только теперь будем говорить не об одном, а о нескольких фильтрах. Связаны между собой они очень просто. Каждый следующий фильтр может прервать реакцию предыдущего. И чем больше было таких систем прерывания, тем сложнее поведение животного.


8.
К примеру, у рептилий всего два фильтра: популяционный и рефлекторный. С точки зрения мышления, рептилия отличалась от зелёной эвглены только количеством накопленных реакций. И это несмотря на колоссальное отличие в физиологии. А вот млекопитающие уже обладали новым адаптационным фильтром, который им дал удивительную способность.


9.
Я специально не делаю привязку к физиологии. Но, то что каждый из вас видел на картинках, с подписью "мозг" это как раз отдел, который не развит у рептилии. Его величество неокортекс. С его ростом млекопитающие получили колоссальное преимущество - способность активно приобретать новые реакции в течение жизни. Способность учиться.


10.
Представьте, что у вас в голове есть маленькая театральная сцена - ваша зона внимания. Из всего объема знаний и окружающих событий, на этой сцене может поместиться всего несколько мыслей-актёров. Меняются они под действием двух факторов. Во-первых, вокруг вас может что-то поменяться. Вы думали об отношениях с родителями и тут увидели белку. Всё, теперь вы думаете о белке.


11.
Во-вторых, это притягивание подобного. Думая о белке, вам в голову могут прийти мысли о шубе, так как у белки есть шерсть, или об апельсине, так как белка оранжевая. И с большей вероятностью на сцену попадут те мысли, что были на ней недавно. А из мыслей, что были давно, приоритет будет отдан тем, что присутствовали там чаще.


12.
В момент, когда мысли-актёры оказались на сцене внимания, они становятся связаны. В следующий раз, когда вы увидите белку, то, сами того не желая, вспомните и о родителях. Соединение разных сигналов в зоне внимания и лежит в основе обучения. Например, связав огонь и чувство боли, вы больше не будете совать руку в пламя. Сегодня многие специалисты склоняются к гипотезе, что мыслительный поток — это как раз процесс наблюдения за тем, как вы приобретаете новые реакции.


13.
Повторим, чтобы запомнить. Вначале появилось стремление себя сохранить, затем реакция на окружающий мир, затем способность учиться в течение жизни. Дальше ещё проще. Познавательный фильтр добавил к системе обучения потребность записывать, как можно больше новых реакций. Чем больше животное успело выучить, тем с большей вероятностью выживало. Вы ощущаете работу познавательного фильтра, как чувство любопытства.


14.
А созидательный фильтр дал животному возможность хранить реакции не только внутри своего тела. Когда вы говорите ребёнку: "Не трогай огонь!" - вы копируете рефлекс из своей головы в голову ребёнка. Когда первобытный человек рисовал быка на стене, то это тоже был процесс передачи реакций в головы первобытных коллег. Созидательный фильтр лёг в основу не только творчества. Он был спусковым крючком для появления цивилизации. Сейчас, то что мы знаем о мире передаётся нам не только через гены, но и через культурный код, который хранится не в человеке, а в человечестве.


15.
До тех пор, пока мы не задумываемся, откуда появилось мышление, нам кажется, что каждая мысль, каждое действие — это результат нашей воли. Но если взглянуть на эволюционный путь, то становится понятно, что наша воля — это совокупность автоматических механизмов, которые в разные времена помогали животным выжить.


16.
Перед вами три слова на языке, который вы не знаете. Два из них значат что-то плохое, и только одно значит что-то хорошее. Как вам кажется, какое из трёх слов хорошее?

/// Я проводил этот эксперимент несколько раз, и каждый раз 80% зала выбирало второе слово. ///


17.
Откуда такое удивительное единогласие? Ваше решение это результат автоматического механизма. В начале моего выступления на экране висел слайд с центральным словом. Пока вы смотрели на него, в вашей голове формировались нейронные связи для его обработки. В результате, вашему мозгу среди трёх незнакомых слов одно было обработать проще. Вы перепутали ощущение лёгкой обработки сигнала с ощущением положительного опыта. И мы всегда путаем.


18.
Чувство "нравится" и чувство "узнаю" это одно и тоже чувство. Например, исследования показывают, что нам кажутся красивыми люди, которые похожи на нас самих или наших родителей. И это неудивительно. Ваши черты и черты лиц ваших родителей чаще всего сигналами попадали в мозг, а значит мозгу их легче обработать.


19.
Приятный вкус еды — это знакомый вкус. Красивая музыка - это знакомая музыка. Простыми в обработке для нас являются не только те сигналы, которые мы записали в течении жизни, но и те, что достались нам от предков. Природа кажется красивой, так как животные миллионы лет смотрели на неё, и простая обработка этих сигналов передалась нам через гены.


20.
Все наши предпочтения строятся на том, что мозгу легко обработать. Это происходит потому, что он тратит до 20% энергии всего тела. В мире, где еды было мало, дополнительные энергетические затраты - это такая же опасность, как бегущий на вас тигр. Да, сейчас еды навалом, но мы пользуемся мозгом, который появился десятки миллионов лет назад.


21.
Если вы встретили что-то знакомое, то сигнал обрабатывается легко, и вы испытываете радость. Если что-то необычное, то нужна дополнительная энергия на обработку, и ваше эмоциональное состояние снижается. Если что-то неожиданное, то сигнал идёт коротким резервным маршрутом. Если в вас кинули камень, то важнее увернуться, а не изучить его форму.


22.
Реакции на неожиданные события мы называем «Инстинктивные». Они экономят ресурсы мозга и поэтому приятны. Вы засмеялись вначале выступления именно по этой причине. Произошло что-то неожиданное, и мозг на всякий случай повёл сигнал коротким маршрутом. И вы получили маленькую дозу кайфа от лёгкости обработки сигнала. Этот механизм и лежит в основе того, что сегодня мы называем юмор.


23.
Но, когда вы устаёте происходит комбинация второго и третьего пути. Все сигналы обрабатываются тяжело, поэтому часть из них идёт рефлекторным маршрутом. И вы чувствуете не удовольствие, а нарастающее раздражение. Если в этот момент просто сказать самому себе "мой мозг устал", то уровень стресса снизится. Ведь он вас слышит. Но лучше просто лечь спать.


24.
Теперь, мы знаем, что наше мышление — это совокупность сигналов, которые проходят через фильтры, формируя реакцию. Пришло время поговорить о молнии. Что заставляет её изогнуться именно так? В данный момент для электрического импульса это путь наименьшего сопротивления. Сигналы, которые проходят через наш мозг, это тоже электрические импульсы, и они всегда, абсолютно всегда идут только по пути наименьшего сопротивления.


25.
«Но я же могу тайным усилием мозга скорректировать этот путь!» Да, можете, но любая коррекция — это другой электрический импульс, а любой импульс идёт по пути наименьшего сопротивления. Это физика. Вы не можете нарушать законы физики даже в своей голове.


26.
Получается, что весь мой глубокий мир, интуиция, мечты - это просто карта путей наименьшего сопротивления в моём мозге. И меня отличает от муравья только то, что моя карта сложнее. Конечно, я ближе к свободе воли, чем муравей, моё поведение сложнее предсказать. Но быть ближе к свободе воли и обладать ею, нарушая законы природы — разные вещи.


27.
Вы никогда не задумывались, почему дети всё время смеются? Почему для детей быть в хорошем настроении это норма? Но чем старше становится человек, тем чаще его можно увидеть подавленным. Всё дело в фазах развития мозга. Есть период когда мозг активно растёт. В это время формируется до 90% всех нейронных связей. Это значит, что с этого момента и до конца жизни мозг сможет измениться всего на 10%.


28.
У человека мозг активно растёт всего до двенадцати лет. Получается, что опыт ребёнка - формирует ландшафт его карты мышления на всю жизнь. Если у вас есть дети задумайтесь об этом. На протяжении всей жизни они будут стремиться к тому, что с ними происходит сейчас.


29.
После 12 лет запускается вторая фаза, которая длится до 25 лет. В этот период невостребованные нейроны отмирают. И чем чаще находится простой способ обработать сигнал, тем меньше в нашей голове становится нейронов. Мы чувствуем себя все хуже и хуже просто потому, что мозгу становится сложно обрабатывать новые сигналы.


30.
Но у вас всегда есть возможность сделать инвестицию в свой мозг, просто выйдя за пределы знакомого круга действий. Переставьте мебель в квартире, отправьтесь в путешествие, научитесь жонглировать, начните слушать другую музыку. Чем чаще вы будете заставлять свой мозг работать, тем чаще у вас будет хорошее настроение, тем смелее, эффективнее и доброжелательнее вы станете.


31.
Остался один вопрос, который сводит меня с ума. И с этого момента мы из научной методологии уходим в мир философии и фантазий. Я никак не могу понять, если всё работает автоматически, если каждая мысль, каждое моё действие, каждое моё чувство - это результат автоматических процессов, то зачем вообще нужен я? Получается, что я просто зритель, который смотрит кино о своей жизни. Это классно, но зачем?


32.
Когда животное почувствовало, что оно существует? Когда научилось реагировать? Когда научилось учиться? Имеют ли сознание млекопитающие, рептилии, клетка? Я без понятия, в научном мире нет ответа на этот вопрос. Но сейчас я расскажу вам одну свою безумную идею.


33.
Что если сознание было ещё до появления жизни? Представьте, что существует поле, которое необходимо для создания материи и жизни. Поле, которое участвует в каждом процессе, который идёт внутри нашего тела. Поле, которое не создаётся нашим телом, но является его неотъемлемой частью. И вам хорошо известно такое поле - это гравитация. Существует ли вероятность того, что сознание тоже не является продуктом нашего тела?


34.
Работало бы это так. Представим, что с самого начала вселенная чувствует, что она существует. Чувство это является просто законом природы, полем, в котором нет знаний или личности. И под действием эволюционных процессов, в какой-то момент времени, крошечная частичка вселенной, какое-то локальное объединение материи, становится настолько сложной, что, начинает принимать это поле, это чувство, что "я существую", как радиоприёмник.


35.
Этот момент мы бы назвали зарождением жизни. Чувство «я существую» и было бы первоначальным сигналом к стремлению себя сохранить. Конечно, мне известны научные гипотезы о зарождении жизни. Но подумайте, когда маленький ребёнок видит радиоприёмник, то думает, что эта чёрная коробочка и создаёт музыку. Точно так же и нам может казаться, что наше тело, вот эта вот коробочка, создаёт ощущение того, что я существую. Чувство себя.


36.
Посмотрите в глаза своего друга. Что, если там за зрачком, за сетчаткой, за сетью нейронов, там, внутри другого человека, не просто такое же, как у вас чувство себя. Что если там тоже самое чувство себя? Что если в глазах другого человека вы сами. На каком-то глубинном уровне каждое живое существо в мире может быть соединено с вами.
И меня до дрожи захватывает это единство. Даже если пройдёт ещё пятнадцать лет, и я пойму, что сейчас ошибаюсь. Может быть сейчас найдётся учёный, который лёгким взмахом руки докажет, что я не прав. Я всё равно останусь рад и благодарен, что эти пятнадцать лет привели меня к чувству родства со всем живым на земле. Спасибо.
Кеша Скирневский
Facebook / @innokentys
Made on
Tilda